Хиландарское правило

На южной стороне соборной Хиландарской церкви каждому паломнику бросается в глаза высоко разросшаяся и сильно разветвившаяся виноградная лоза. Склонясь, она образовала как бы беседку из своих ветвей. Ее стебель выходит из стены на высоте полутора метров от земли – из гробницы св. Симеона Мироточивого (Стефана Немани), которая находится рядом с той же стеной, с внутренней стороны храма. Хилендарское предание об этой лозе гласит: «Когда со времени смерти св. Симеона (13 февраля 1200 г.) прошло семь лет и когда [его сын] св. Савва пришел из Карейской келлии в монастырь, для того чтобы подготовить перенесение мощей св. Симеона в Сербию, в целях содействия примирению своих враждующих братьев, монахи Хиландара безутешно плакали. Тогда св. Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи нужно перенести на родину, но в утешение хиландарским братьям из его пустой гробницы произрастет лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плоды, благословение святого будет почивать на Хиландаре».

Лоза св. Симеона 
То, что эта лоза продержалась и до наших дней и что она каждый год без исключения богато плодоносит, хотя за ней, кроме обрезки, нет никакого другого ухода и никакие меры не предпринимаются против филлоксеры и других болезней и вредителей, представляет собой великое чудо Божие и является тем самым духовным утешением и ободрением для нашего Хиландарского братства и вообще для всех верующих сербов.

Но лоза св. Симеона исключительна не только поэтому. Она имеет целительное свойство: от вкушения винограда с лозы разрешается бесплодие супругов, с верою и молитвою принимающих это чудодейственное средство. Самое древнее сохранившееся предание об этом датируется 1585 годом, когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хиландаре на служение Богу, ибо он был дарован ему, как и другие его дети, после вкушения винограда от лозы св. Симеона. С тех пор и поныне наш святой монастырь непрестанно раздает паломникам или доставляет по почте тем, кто обратится с письменной просьбой, этот чудотворный виноград.

Некогда на Святую гору во множестве приходили паломники из России и просили ягод от лозы св. Симеона. Сейчас за виноградом идут со всех концов Греции, потому что, особенно в последнее время, результаты от его употребления – поразительные. Здесь будет полезным привести один случай, поучительный для тех, кто захочет когда-либо вкусить от винограда св. Симеона. Речь пойдет о Екатерине Р. из Салоник. Она предложила было своему мужу попросить из Хиландара целительных ягод, но тот не согласился, ибо ему недоставало веры. Однако его супруга потрудилась сама, иными путями, получить этот виноград и начала поступать по руководству о его употреблении. Когда Господь благословил их первым зачатием, Екатерина рассказала мужу о своем поступке, и с тех пор эта семья, движимая чувством благодарности, поддерживает постоянную связь с нашим монастырем.

И сербы с древних времен от хиландарских монахов знали о чудодейственном винограде. Руководства по его употреблению, напечатанные в старые времена, и поныне сохранились в Хиландаре. Но в последние десятилетия сербы не просят этого винограда, а молодежь о нем уже и не ведает. Не так давно, после показа фильма о Хилендаре, наши соотечественники и на родине, и в заграничном рассеянии вновь узнали о цельбоносной лозе св. Симеона. Первым, кто после просмотра фильма попросил винограда с этой лозы, а потом обзавелся потомством, был брат Никола Дж. из Вустера (Англия). Возрос спрос на виноград св. Симеона и в Сербии, поэтому управление монастыря решило в новой форме издать старое руководство об употреблении этих целительных ягод.

Поскольку люди нашего времени ослабли верою, а каждое чудо, не исключая и этого, даруемого через виноград св. Симеона, требует крепкой веры, то перед употреблением оказывающих чудотворное воздействие ягод необходимо соответст­вующим образом приготовиться. Недавно, опять в Салониках, произошел такой случай. Один священник, не имевший детей, взял, проезжая через наш Хиландар, ягод от винограда св. Симеона, но медлил с его употреблением. Однажды некая прихожанка попросила его достать и для нее этого винограда, и он охотно уступил ей свой. Она с благодарностью приняла ягоды. Спустя некоторое время, в один из воскресных дней, после святой литургии, эта женщина, вся озаренная радостью, вновь поблагодарила священника за чудесный дар. «…Если бы я имел ее веру, и у меня бы сегодня были дети», – сказал нам тот священник, когда недавно вновь проезжал через наш монастырь.

Нет лучшего учебника для научения вере, чем Священное Писание, и нет лучшего места и времени для жизни по вере, чем наша каждодневная жизнь. Господь наш Иисус Христос всегда спрашивал того, над кем совершал чудо исцеления: «Веруешь ли?». Или же Он говорил исцеленному: «Вера твоя спасла тебя!». Итак, наша вера всегда является предварительным условием того, чтобы Господь явил над нами Свою силу. Поэтому для научения вере мы рекомендуем чтение 11-й главы Послания св. апостола Павла к Евреям, где особенно говорится о вере, ее силе и значении в нашей жизни. Нужно также читать и параллельные тексты, приведенные на полях этой главы.

Но так как нашу веру поддерживает и умножает усердная молитва, то и ей нужно уделять особое внимание. Живущие в молитвенном общении с Господом знают Его обетования из Священного Писания, например: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам… (Мф. 7, 7) или …все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11, 24), – и просят у Господа (но просят упорно!), чтобы Он исполнил на них эти обетования. И Бог, будучи Отцом нашим Небесным, всегда охотно для нас это делает, ибо …если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него, – говорит нам Господь Иисус Христос в Святом Евангелии (Мф. 7, 11).

И наши святые отцы Симеон и Савва были своей крепкой верой подвигнуты на то, чтобы оставить мирскую славу и прийти на Святую гору и уже из Хиландара, опять-таки с верою, возродить сербский народ, служа ему пред Господом и поныне. Пусть они и вам, бесплодным родителям, будут примером и побуждением к вере в осуществление вашего желания иметь детей. Молитесь им, чтобы они поддержали вашу веру и дополнили вашу молитву своим заступничеством перед престолом Всевышнего Жизнодавца.

Мы умоляем супругов, которых Господь благословил детьми после вкушения винограда св. Симеона, известить об этом управление нашего монастыря, чтобы появляющиеся время от времени печатные сообщения об исцелениях укрепляли веру и других бездетных супругов.

Преп. Симеон Мироточивый.
Желающие по Божиему благословению иметь плод чрева своего должны обратиться с молитвами к св. Симеону Мироточивому, который, после того как оставил свое Сербское царство, подвизался на Святой горе Афонской. Он создал монастырь Хиландар, в котором почил после многих и великих трудов. За свое богоугодное житие св. Симеон получил от Бога дар чудотворения: по его молитвам разрешается бесплодие супругов, прибегающих к нему с верою и надеждою на Божию помощь.

Для благословенного зачатия необходимы плоды и веточки с виноградной лозы, чудесным образом выросшей из самой гробницы св. Симеона. Нужно взять три виноградины и один кусочек отрезанной лозы. Этот кусочек опускается в половину оки (650 г) освященной воды, которую оба супруга пьют натощак в течение сорока дней. Затем муж съедает одну виноградину, а жена оставшиеся две. Все эти сорок дней супруги должны придерживаться следующего правила: вкушать только постную пищу и творить ежедневно по пятьдесят поклонов – двадцать пять утром с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» и двадцать пять вечером с молитвой: «Преподобне отче Симеоне, моли Бога о нас». Кто желает, может и удвоить поклоны, то есть прибавить еще пятьдесят поклонов в день с молитвой: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Во все это время супруги обязаны иметь раздельное ложе. По истечении сорока дней они должны исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, и тогда Господь, по вере их, с благословением Своим дарует им желанный плод чрева.

После зачатия, во все время беременности и кормления ребенка мужу и жене необходимо полностью прекратить супружеские отношения и жить в чистоте. Из жизни пророка Самуила мы знаем, что его мать Анна три года вскармливала сына, живя во все это время в чистоте, не разделяя супружеского ложа. После этого, хотя все считали Анну бесплодной, у нее были еще дети, ибо «Бог идеже хощет, побеждается естества чин»2, а рождение детей – это дар Божий, а не человеческое изобретение: Господь говорит: «Аз есмь творяй человека и созидаяй дух в человеке». Апостол заповедует родителям пребывать в посте и молитве и супружеские удовольствия подчинять высшим целям, чтобы …имеющие жен были, как не имеющие… (1 Кор. 7, 29). После этого он убеждает супругов не быть рабами плоти, но жить духом, ибо все христиане призваны Богом не ко греху, а к святости.

Посмотрим на животных, которые живут по закону природы, данному им от Бога еще при сотворении всего мира, и поныне строго соблюдают этот закон в абсолютной точности. После зачатия плода они не допускают совокупления не только после разрешения от бремени, но и во все время вскармливания детеныша. А человек, как вы и сами видите, становится в какой-то степени горше скотов и, предаваясь страстным вожделениям, забывает о своем достоинстве, данном ему от Бога, Который сотворил его по Своему образу и подобию. Повреждением естества человек нарушает закон Божий и вызывает на свое потомство Его праведный гнев. Последствиями являются: неверность супругов, расстройство и всякая скорбь, неизлечимые болезни, от которых страдают дети, ранняя и преждевременная смерть мужа или жены, а также дорогих для них детей. И кто бы мог перечислить все ужасные проявления гнева Божия над супругами, потерявшими страх Божий, двинувшимися по пути плотского мудрования, которое – враг Богу, и не покоряющимися Богу и Его закону. Такие убивают себя, своих детей и свое потомство до третьего и четвертого колена и лишают себя навсегда Царствия Небесного.

Супруги должны и по разрешении их от бесплодия строго следовать правилам церковным и исполнять установленные для супругов положения, а именно: супружеские постели должны быть отделены одна от другой в ночь накануне праздничных и воскресных дней, накануне среды и пятницы, во время всех четырех установленных Церковью постов, особенно во время Святой Великой Четыредесятницы, то есть Великого поста. Остальное же время они могут в целомудрии и страхе Божием употребить для супружеской жизни. Ибо Господь дал человеку жену как помощь для совместной жизни, и благословил их, и сказал: …раститеся и множитеся…3 – но не ради похотного сладострастия, которое не знает ни времени, ни меры в своем невоздержании.

Поэтому просим вас, благословенные христиане, духовные наши чада во Христе Иисусе и любезные братья по крещению: храните свое святое супружество во всякой чистоте и правде Божией, следуя всем заповедям Божиим, и тогда Небесный Врач души и тела разрешит ваше неплодство, и вы увидите на своей семье благословение Всевышнего. А за творение дел милосердия нуждающимся братьям во Христе вы не только получите дар рождения детей, но и наследуете Царство Небесное, обетованное любящим Бога, и будете в общении со всеми угодившими Богу делами милосердия, в чем да поможет нам истинный Господь наш Иисус Христос заступничеством Пречистой и Преблагословенной Своей Матери Девы Марии, молитвами св. Симеона Мироточивого, чудотворца, и всех святых Афонских: да все наследуем блаженный конец и перейдем из сей временной жизни в вечную, где будем до века прославлять всесвятое имя Пресвятой Живоначальной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, Которой да будет слава во веки веков. Аминь.

Благословение Сербской Царской лавры монастыря Хиландар.
Святая гора Афонская